Основные виды электромагнитных реле
Главным назначением этих устройств является коммутация при больших токах нагрузки. Иначе говоря, они выполняют функции переключателей, которые посредством слабых токов включают цепи с большими токами. Если такую цепь включать напрямую без реле, то проводка и кнопка просто не выдержит высоких токов и расплавится. Реле принимает на себя большую токовую нагрузку и производит коммутацию с помощью мощных контактов.
Электромагнитные выключатели разделяются на две основные группы:
- Нейтральные реле имеют наиболее простую конструкцию. В его состав входит контактная и магнитная система. Каждая контактная группа включает в себя два неподвижных и один общий подвижный контакт. Магнитная система состоит из подвижного якоря, сердечника, обмотки и ярма.
- Поляризованное реле состоит из таких же систем. Однако в магнитной системе присутствует два сердечника с обмотками, а также контактная тяга и постоянный магнит.
В отличие от нейтральных, электромагнитные поляризованные устройства способны срабатывать в зависимости от полярности управляющего сигнала. Для изготовления сердечника используется электротехническая листовая сталь, что позволяет значительно увеличить быстроту действия прибора.
2.1.4. Реле промежуточное РП-252
Промежуточное
реле РП-252 предназначено для применения в цепях постоянного тока схем защиты и
автоматики в тех случаях, когда требуется замедление при возврате. Потребляемая
мощность при номинальном напряжении составляет 7 Вт. Общий вид реле и схема
внутренних соединений такие же, как у реле РП-251 (рис. 1.3, 1.4).
В отличие
от реле РП-251 демпфирующие шайбы помещены на сердечнике рядом с рабочим
зазором. Магнитный поток, наводимый токами самоиндукции в шайбах в момент
отключения обмотки реле, при подтянутом якоре почти целиком проходит через
рабочий зазор. Катушка электромагнита расположена у основания сердечника и имеет
сплошной медный каркас, создающий дополнительное замедление возврата. Выдержка
времени возврата реле регулируется изменением конечного рабочего зазора.
Катушка и шайбы удерживаются специальным выступом на угольнике, крепящим якорь.
При номинальном напряжении и притянутом якоре сердечник электромагнита сильно
насыщен, что уменьшает зависимость времени возврата реле от напряжения. Схема
внутренних соединений реле РП-252 приведена на рис. 1.4.
2.1.6. Реле промежуточное РП-232
Чтобы
обеспечить надежное воздействие контакта промежуточного реле на управляющий
механизм при кратковременном срабатывании пускового органа защиты промежуточные
реле часто выполняются с удерживающей обмоткой (рис. 1.5).
а) б)
Рис.1.5. Схема внутренних
соединений (а) и включение последовательной (токовой) удерживающей
обмотки промежуточного реле РП-232 (б)
При
кратковременном замыкании контакта Р1 промежуточное реле KL срабатывает,
замыкается цепь управляемого аппарата (катушки электромагнита отключения
выключателя YAT). Исчезновение тока в параллельной обмотке, которое произойдет
после размыкания контакта Р1, не приведет к размыканию контактов реле KL до тех
пор, пока не будет отключен выключатель, и пока не разомкнутся его
блок-контакты БК. Замкнутое состояние контакта реле KL обусловлено наличием
тока в последовательной обмотке.
2.1.7. Реле промежуточное РП-17
Промежуточные
реле РП-17 применяются в схемах защиты и автоматики на постоянном оперативном
токе. Реле выполнено на магнитной системе клапанного типа, аналогичной по
принципу действия реле РП-23.
2.2. Реле указательные
серии РУ-21, РУ-1
Указательные
реле сигнализирует о срабатывании защиты, что облегчает последующий анализ
действия защит и позволяет определить характер повреждения. Общий вид и схема
внутренних соединений указательного реле РУ-21 приведены на рис. 1.7.
а)
б)
Рис.1.6.
Общий вид (а) и схема внутренних соединений (б) реле серии РУ-21
Электромагнит
реле состоит из скобы 13, укрепленной на цоколе 1, сердечника с
катушкой 2 и якоря 3, удерживаемого в начальном положении
пружиной 12. К скобе электромагнита крепится скоба контактно –
указательного устройства 8, на которой смонтированы колодка неподвижных
контактов 9, пластмассовый барабан и устройство возврата в начальное
положение. На пластмассовом барабане укреплены зуб защелки 4, контактные
мостики 5 и указательный диск с грузом 6. На указательном диске
черной эмалью нанесены три сектора. В передней стенке скобы 8 сделаны
три секторных выреза, с которыми в начальном положении реле совпадают черные
секторов на указательном диске.
Использование поляризованного реле в автомобиле.
Материал от Максима с сайта: https://www.drive2.ru
Итак очередная полезная доработка минимальной сложности. При частых и не очень длинных поездках в течение дня приходится каждый раз выходя из машинки отключать габариты и магнитолу, а возвратившись – включать все обратно. Вот и задумался над задачей — как автоматизировать этот процесс, поручив его блоку автосигнализации, при этом предусмотрев блокировку отключения габаритов, когда это необходимо по соображениям безопасности на дороге.
Заранее прошу — комментарии, наподобие «А у меня магнитола замком зажигания отключается, и нафиг это все надо?» не писать, просто закройте эту страничку. Цель этой статьи, как и остальных в моем блоге – доступно описать подход и применяемую элементную базу в реализации задачи. Сразу оговорюсь, изложенное ниже применимо для охранных систем, имеющих дополнительные программируемые выходы (сервисные каналы). Например, у StarLine, Sheriff, Pantera и др. предусмотрено от 4 и более дополнительных каналов. В моем, достаточно бюджетном варианте Sheriff-ZX725 – 6 доп. каналов. Постепенно были задействованы 4 канала — упр. замком багажника; доводчик стекол, упр. магнитолой и габаритами, вежливый свет при снятии с охраны. . Если этих каналов нет – возможно подключение к дверным актуаторам ЦЗ, как вариант. Требования к доработке: — простота и повторяемость; — минимальный ток потребления (а еще лучше — его отсутствие!); — надежность; — низкая стоимость деталей. Если Вы, уважаемый читатель, полистаете форумы — найдете множество схем на обычных реле, подключенных к центрозамку, сигнализации (к каналам блокировки двигателя). Основной их недостаток – ток потребления реле во включенном состоянии, а это порядка 0,05-0,2А (в зависимости от типа). Получается следующее: реле под током либо при выключенной сигнализации, либо при включенной – в зависимости от конкретного схемного решения. А между тем, существует еще одна разновидность электромагнитного реле – поляризованное реле – достаточно интересное по своему функционалу и широко применяемое в средствах автоматики. Более подробно описано тут: electricalschool.info/spr…lektromagnitnye-rele.html
Итак: находим реле HFD2/012-M-L2-D, (HFD2/012-S-L2-D), RT314F12 или аналогичные, широко доступные в продаже. Стоимость (на сегодня) порядка 50 грн. / 100 руб. ($2,1). Ссылка на параметры: www.dart.ru/cataloguenew/…relays_hf/html/hfd2.shtml
Поляризованное реле
Кратко о теории. Поляризованное реле содержит две независимых обмотки и две группы (мех. связанных) переключающих контактов как у обычного реле. Принцип действия несколько отличается от обычного реле – для переключения контактных групп достаточно короткого, порядка 0,1с импульса., поданного на одну из обмоток. При подаче импульса на другую обмотку – контактные группы переключаются в противоположное состояние. Все предельно просто. Реле больше похоже на «ячейку памяти» — удерживает свое состояние без питания. Вот это очень привлекательно в данной задаче. Теперь о подключении.
Программируем алгоритм работы дополнительных каналов. В различных охранных системах они называются по разному, потому назовем их условно «канал А, канал В». Канал А должен быть запрограммирован на появление отрицательного импульса (замыкание на массу от 0,5 с и более) при постановке авто на охрану, канал В – отрицательный импульс при снятии с охраны. Эти же каналы в моем случае используются для управления доводчиком стекол PWM-200. Схему можно собрать «навесным монтажом» припаяв провода к выводам, загнув их и поместив в термоусадку или разместить все на макетной плате с клеммами под винт. Диоды — защитные, можно и не устанавливать. Одну группу контактов используем для управления магнитолой ( в разрыв красного провода). Вторая группа контактов разрывает цепь габаритных огней, (в разрыв бело-черного провода) от выключателя габаритов. Кнопка с фиксацией SB1 — предназначена для блокировки отключения габаритов, например при парковке на проезжей части и др. случаи, на усмотрение водителя и по соображениям дорожной безопасности.