Характеристики лампы 6п6с (тетрод)

Содержание / Contents

  • 1 Схема лампового усилителя С. Сергеева
  • 2 Трансформатор питания ТСА-270
  • 3 Выходной трансформатор ТС-180
  • 4 Плата для навесного монтажа
  • 5 Первый запуск
  • 6 Борьба с возбуждением — экранирование
  • 7 Детали
  • 8 Настройка и особенность фиксированного смещения
  • 9 АЧХ
  • 10 Итого
  • 11 Фото УНЧ
  • 12 Видео
  • 13 Использованные источники:
  • 14 Дополнительные материалы

Начал думать, какую же схему взять, на каких лампах? Решил выбрать из имеющихся у меня ламп что-нибудь. На лампах 6П15П и 6П43П почему-то не хотелось. Рассматривал вариант 6П13С, но почитал негативный отзыв. В итоге остановился на 6П36С. Она мне и внешним видом понравилась: большая такая, внушительная. Да и отзывы о ней положительные.

Силовой трансформатор

Я решил увеличить мощность усилителя, используя в выходных каскадах по две лампы 6П1П, соединенных параллельно. Поскольку стерео-усилитель с такими выходными каскадами потреблял сравнительно большую мощность (что вообще характерно для всех усилителей класса А), пришлось добавить еще один силовой трансформатор, соединив обмотки двух трансов параллельно — последовательно. дело в том, что у меня в наличии был один унифицированный трансформатор типа ТАН16-220-50 и очень похожий на него ТАН16-220-50 (советские анодно-накальные трансформаторы).

Справочная информация про эти трансформаторы…

Оба этих трансформатора имеют мощность 50 Вт, чего не достаточно для питания стерео-усилителя класса A с лампами, включенными в параллель. такой усилитель потребляет от сети мощность около ста ватт. Трансформаторы ТАН15 и ТАН16 выглядят совершенно одинаково, но у них немного отличаются некоторые напряжения на вторичных обмотках. Они удобны тем что специально рассчитаны на использование в ламповой технике и имеют пару обмоток на 6.3 В для питания цепей накала дамп.

Однако сейчас, в 2021 году, я бы наверно выписал подходящий трансформатор с Алиэкспресс. Дело в том, что эти советские трансформаторы хоть и залиты компаундом, но как оказалось, довольно шумные в работе. Они «гудят» даже на холостом ходу, что слышно при прослушивании музыки на малой громкости. А как известно, очень качественно звучание на малых уровнях громкости — это одна из «фишек» ламповых усилителей. Я например очень люблю слушать музыку тихо но качественно.

Вот например отличный трансформатор, прекрасно подходящий для этой конструкции, который продается на Алиэкспресс:

Это очень хороший трансформатор, но у него отсутствует обмотка на 24 вольта, поэтому если вы хотите сделать усилитель с фиксированным смещением, как у меня, придется что-то мутить с дополнительным источником отрицательного напряжения для смещения ламп. Но в случае использования данного транса я бы посоветовал вам не заморачиваться, а сделать усилитель с автоматическим смещением. Подробнее все это будет описано далее.

↑ Первый запуск

Первый запуск прошёл успешно. Одного жаль: на тот момент у меня не было мультиметра под рукой. Старый сломался, новый ещё не купил. В общем, настраивал варварским методом: регулировал смещение так, что бы оно было минимальным, но аноды не краснели. Вроде бы все работает, пора и в корпус прятать. И тут мне здорово повезло: знакомый моего отца отдал мне старинный неработающий гитарный УНЧ «Минор», который моментально был выпотрошен.

Корпус от «Минора» подошёл отлично, в него влезли два выходных трансформатора ТС180 (лёжа) и 2 платы самого УНЧ, а трансформатор питания ТСА-270 не поместился. Поэтому для БП был сделан отдельный корпус из ДСП и фанеры. Сверху корпус обклеен самоклейкой.

Были высверлены отверстия под панельки. Все установлено, и вот долгожданный запуск в корпусе. Включаю и… чуть не оглох от свиста по мере прогрева ламп! Ругаясь, выключаю питание, и иду на рынок за экранированным проводом, покупаю с запасом.

Выходные трансформаторы усилителя. Аспекты согласования трансформатора и громкоговорителя. Как должно быть и как есть на самом деле

Выходной трансформатор лампового усилителя — это важнейший компонент с точки зрения влияния на звук. От качества выходного транса и согласованности его с выходной лампой зависит частотный диапазон усилителя и его выходная мощность. Также вторичная обмотка выходного трансформатора должна быть согласована с сопротивлением катушки используемого громкоговорителя.

В транзисторных усилителях все проще — мы можем подключить к усилителю практически любой громкоговоритель, главное чтобы его сопротивление не было слишком мало, чтобы не превысить допустимый ток выходных транзисторов. От сопротивления динамика в транзисторном усилителе будет зависеть выходная мощность, в соответствии с формулой P = (U*U)/R где P — выходная мощность, U — действующее значение напряжения сигнала на громкоговорителе (RMS) а R — сопротивление его катушки (импеданс), измеренное на частоте тестирования динамика (обычно это 1000 Гц).

С ламповым усилителем все несколько сложнее. Приведенная формула тоже работает, но для того чтобы выходной трансформатор правильно работал и мог отдать динамику максимальную мощность, его вторичная обмотка должна быть согласована с сопротивлением динамика. То есть теоретически мы не можем просто взять и подключить к выходу трансформатора, рассчитанного для работы с динамиком на 4 Ома, динамик с сопротивлением 8 Ом. Я написал «теоретически», потому что на практике бывает так что у нас нет выбора. Есть какой-то готовый трансформатор и какие-то колонии с таким-то сопротивлением. И не всегда это будет совпадать. Ничего страшного не случится, усилитель будет работать. Но нам придется смириться с ухудшением характеристик усилителя. Обычно в случае несогласованности мы можем потерять в выходной мощности и в низких частотах.

Также было и в моем случае в 2006 году. У меня были в наличии два советских трансформатора, «выдранных» из старых телевизоров. Это были трансформаторы типа ТР-7. На трансформаторах написано «трансформатор звуковой частоты ТР-7» и приведены количества витков первичной и вторичной обмоток. Это 2000 витков ПЭЛ 0,18 и 100 витков ПЭЛ 0,58.

Трансформатор звуковой частоты ТР-7 от телевизора Рубин-102 для однотактного выходного каскада на лампе 6П14П

Фактически в ламповом усилителе выходной транс является трансформатором сопротивления, который преобразует сравнительно высокое сопротивление анодной нагрузки электронной лампы (несколько кОм) в низкое сопротивление для подключения динамика (несколько ом). Найдя в справочнике оптимальное сопротивление нагрузки для нашей лампы и зная сопротивление нашего динамика мы можем определить нужные параметры трансформатора.

Трансформаторы ТР-7 использовались в телевизорах Рубин-102 и использовались с как раз лампой 6П14П (а не с 6П1П как в первом варианте моего усилка). Для этой лампы оптимальное сопротивление нагрузки — 4,5 кОм. Коэффициент трансформации нашего транса K = 2000 / 100 = 20. Общее сопротивление катушек громкоговорителей в телевизоре Рубин-102 было 11 Ом. То есть 20*20*11=4400 Ом. То есть первичная обмотка трансформатора практически соответствует рекомендованному сопротивлению для лампы 6П14П и транс действительно рассчитан на нагрузку около 11 Ом. Сопротивление моих колонок равно 8 Ом. То есть усилитель работает не совсем в оптимальном режиме, но тем не менее работает хорошо. Оптимальное сопротивление анодной нагрузки для 6П1П еще больше — около 5 кОм. И здесь чаша весов склоняется в пользу версии на 6П14П, так как сейчас трудно найти готовый трансформатор сделанный именно под 6П1П. Таким образом, использовать 6П1П в наше время имеет смысл только в том случае, если они у вас есть.

Если бы я делал усилитель сейчас, я бы заказал выходные трансформаторы на Алиэкспресс. Они хороши тем, что их вторичные обмотки имеют отводы для подключения как колонок с сопротивлением 4 так и 8 Ом. И в любом случае усилитель с таким трансформатором будет работать в режиме, близком к идеальному.

Что это за усилитель? 3 варианта схемы.

Моей задачей было сделать стереофонический ламповый однотактный усилитель с наименьшими затратами. В качестве выходных ламп я использовал советские лучевые тетроды 6П1П в основном потому, что они очень дешево продавались в соседнем магазине радиодеталей.

В этой статье я опишу 3 варианта схемы усилителя: на лампах 6П1П с фиксированным смещением, на 6П1П с автоматическим смещением и на лампах 6П14П (EL84) с автоматическим смещением. Звучание всех вариантов усилителя очень хорошее. Субъективно звук 6П1П и 6П14П несколько отличается, хотя трудно сказать чем. ВЫ можете потратить время и собрать усилитель на обеих лампах и выбрать то звучание которое вам больше нравится. Можно также сделать как у меня — универсальный усилитель который может работать на обоих типах ламп. Это наиболее затратный вариант, так как потребует двух дополнительных панелек для ламп и нескольких дополнительных резисторов и конденсаторов.

Имеет упростить схему и отказаться от фиксированного смещения (в случае с 6П1П ) и сделать усилитель с автоматическим смещением. Просто в этом усилителе я когда-то экспериментировал в фиксированным смещением. Считается что 6П1П лучше работают с фиксированным, а 6П14П — с автоматическим. Хотя на самом деле обе лампы прекрасно работают с автоматическим смещением. В случае использования автоматического смещения вы избавляетесь от большей части блока питания, что сильно упрощает схему в целом.

Видео обзор этого усилителя. Также можно послушать звук (конечно, относительно ютубовского звучания)

Нужно сказать что сейчас я бы так и сделал, но справедливости ради привожу в первую очередь схему так как я ее сделал в 2006 году — на лампах 6П1П с фиксированным смещением.

Лампа 6П1П — лучевой тетрод

Максимальная выходная мощность, которую можно получить от одной такой лампы в однотактной схеме — это чуть больше 4 Вт. Я думал сделать более мощный усилок, но в то же время мне хотелось именно однотактный (SE — Single-ended) усилитель. Как известно, SE выходной каскад обладает специфическим окрашенным «Hi-End» звучанием, обусловленным «благозвучными» четными гармониками в выходном сигнале. но в SE усилителях эффект «лампового звучания» выражен более ярко.

Четные гармоники в сигнале лампового усилителя

Что такое автоматическое и фиксированное смещение электронной лампы?

Отрицательное смещение на сетке лампы нужно для того, чтобы установить правильный режим работы, при котором лампа могла бы эффективно усиливать сигнал. Если на сетку не подавать отрицательное смещение относительно катода, то лампа всегда будет полностью открыта и через нее будет протекать всегда максимальный ток. Это значит, что в случае маломощной лампы. она просто не сможет усиливать сигнал, а в случае с мощной выходной лампой она даже может раскалиться и выйти из строя. Поэтому на сетку лампы должно быть подано некоторое отрицательное напряжение относительно ее катода, которое частично «закрывает» лампу, уменьшая ее ток покоя. В случае с фиксированным смещением катод лампы соединяется с «землей» (обычно через резистор сопротивлением 1 Ом для контроля тока через лампу) а на управляющую сетку лампы через дополнительный резистор подается отрицательное напряжение от отдельного выпрямителя. желательно также стабилизировать это напряжение и обеспечить его регулировку, чтобы иметь возможность подстраивать ток покоя ламп.

При автоматическом смещении все гораздо проще. Мы просто включаем в цепь катода дополнительный резистор небольшого сопротивления. В случае схемы нашего предварительного усилителя — это резистор R6. При этом ток, проходящий через лампу создает на этом резисторе некоторое небольшое напряжение, которое как бы «приподнимает» потенциал катода относительно «земли». Поскольку сетка лампы соединена с «землей» через резистор R2, то на сетке получается отрицательный потенциал относительно катода лампы (НЕ относительно земли, а именно относительно катода!). Сопротивление резистора R6 отличается для разных типов ламп, и берется из справочника по конкретной лампе. То есть номинал этого резистора — это фактически один из параметров лампы. если мы хотим использовать лампу 6Н23П то должны использовать резистор на 680 Ом. Для лампы 6Н23П нужно установить резистор на 1.5К.

При использовании рекомендованного резистора нужное напряжение смещения создается автоматически. Поэтому данный тип смещения и называется «автоматическое смещение». если по каким-то причинам начинает возрастать ток через лампу, одновременно увеличивается и падение напряжения на катодном резисторе, и лампа немного более закрывается, ограничивая ток.

Преимущества автоматического смещения перед фиксированным — это простота и дешевизна (не нужен дополнительный выпрямитель и дополнительная обмотка силового транса), и большая стабильность работы, автоматическая подстройка смещения при колебаниях напряжения питания. Поэтому такое включение всегда используется в маломощных каскадах предварительного усиления.

Недостатки заключаются в том, что мы вводим в цепь лампы дополнительное сопротивление. Это уменьшает максимальную выходную мощность. Если в усилителе небольшой мощности (как в этой статье) это практически не заметно, то в ламповых усилителях на 50 — 100 Вт это уже создает проблемы. Поэтому выходные каскады мощных ламповых усилителей всегда строятся по схеме с фиксированным смещением. Второе неудобство — необходимость каждый раз при замене ламп подстраивать их ток покоя, регулируя напряжение смещения специальными построечными резисторами.

Кроме того вводя в цепь катода лампы резистор, мы создаем местную отрицательную обратную связь по переменному току, которая сильно уменьшает усиление лампы. Для устранения этой обратной связи параллельно резистору включается конденсатор большой емкости. В нашей схеме это «электролит» С2. Он должен быть рассчитан на напряжение 16 — 25 вольт.

Рубрики

  • new
  • Авторские статьи
  • Акустические системы
  • Гитарные усилители
  • Ламповые радиоприёмники
  • Ламповый фонокорректор
  • Микрофонный усилитель
  • Питание
  • Питание усилителей
  • Программы
  • Программы для Аудио
  • Радиолампы
    • Октальные
      • Пентоды
      • Тетроды
      • Триоды
    • Пальчиковые
      • Пентоды
      • Триоды

        Двойные триоды

  • Схемы усилителей
    • Гибридные усилители
    • Ламповые
      • Трансформаторы для ламповых усилителей
      • Усилители PP
      • Усилители SE

        Усилители для наушников

    • Предварительные усилители, тембра, эквалайзеры

      Ламповые тембра

    • Транзисторные
      • Транзисторные класса «AB»
      • Транзисторные класса «А»
      • Усилители на IGBT транзисторах
    • Усилители для наушников ламповые
  • Усилитель для наушников
  • Фазоинверторы
  • Фонокорректоры

Второй вариант схемы — лампа 6П1П с автоматическим смещением

Схема усилителя с выходным каскадом на лампе 6П1П и фиксированным смещением

Этот вариант схемы отличается только реализацией смещения выходной лампы. Здесь у нас применяется автоматическое смещение. Для этого резистор 1 Ом в катодной цепи заменен резистором на 270 Ом. Мощность рассеяния резистора должна быть 1-2 ватта. Параллельно резистору добавлен электролитический конденсатор C5 на 470 мкФ. Сеточный резистор R9 подключен к «земле» (вместо источника напряжения смещения в предыдущей схеме).

При использовании этой схемы нам уже НЕ нужно собирать стабилизатор напряжения смещения в блоке питания.

↑ Настройка и особенность фиксированного смещения

После покупки мулитьметра настройка стала лёгкой, прибор исправен и под рукой: резистором R9 выставил на катодах ламп одинаковое напряжение, и резистором смещения выставил напряжение по 0,55 Вольт. Правда, есть одна неприятная особенность у фиксированного смещения. При изменении напряжения в сети происходит изменение режима лампы. Один раз напряжение в сети поднялось до 250 В и одна 6П36С вышла из режима, анод накалился, ток покоя возрос до 80 мА (при положенных 55 мА)! Благо, я это сразу заметил и выключил УНЧ. Пришлось поставить стабилизатор напряжения «Украина-3», мой выдаёт 215 В. Из-за недостаточного напряжения на первичке (а соответственно и на вторичке) напряжения и на анодах упали с положенных 330 В до 313 В. Я поднял ток покоя до 64 мА (падение на резисторах R12, R13 = 0,64 В).

↑ Трансформатор питания ТСА-270

В качестве питающего трансформатора я хотел использовать неперемотанный типовой трансформатор, например ТС-180. Нашёлся для меня лишь ТСА-270, который я купил и ушёл домой, вполне довольный. Хоть и алюминиевая обмотка (индекс А), но паспортные параметры обеспечивает.

ТСА-270 я подключал так:

Выводы 7-17 используются для получения напряжения смещения одного канала

Выводы 4-14

для анодного питания одного каналаВыводы 11-(21-12)-22 на накал 6П36С одного канала.Выводы 20-(10-10’)-20’ на накал 6Н1П обоих каналов. Приведённые мной обмотки как раз обеспечивают нужное напряжение и ток.

↑ Плата для навесного монтажа

Хочу обратить внимание на свой нестандартный способ создания плат. Дело в том, что я не травлю печатку, я нарезаю фольгу на текстолите на квадраты размерами 2 см х 1 см и придумываю схему распайки деталей

Например:

Схема, по которой я впаивал детали на плату. Чёрточки между квадратами — это перемычки. Так же есть более длинные соединения, они нарисованы как линии. Стрелочки на квадратах обозначают место, к которому будут припаиваться провода от панелек ламп, или питание и т.п. Например, 3L1 означает, что туда припаивается 3-й вывод первой лампы (6Н1П), 8L2 означает, что туда припаивается 8-й вывод 2-й лампы (6П36С). Т.е. первая цифра — это номер вывода, буква просто разделяет, а вторая цифра — это номер лампы. Я не предлагаю вам делать также, просто этот метод простой и экономит время и деньги. Получается «навесом» на текстолите.

Вот плата, что у меня получилась

4П1Л (The Last DHT?)

Эта лампа просто обречена была на то, чтоб рано или поздно появиться в звуковом тракте. До этого она использовалась в армейской электронике и радиорелейных ретрансляторах. Если не изменяет память, то единственным гражданским прибором, где она применялась в качестве усилителя сигнала ошибки, является УИП-1 — мощный источник стабилизированного питания, способный выдать 600 V при токе в нагрузке 0,6 А.

Собственно «по жизни» 4П1Л — пентод, предназначенной для усиления сигналов частотой до 100 Мгц. Но некоторые особенности его параметров и устройства конструкции позволяют применять его в звуке.

Во-первых, он прямонакальный, что при нынешней разогретой моде на DHT* — особый плюс. Нить накала образует букву М, при этом нити не расставлены широко (потребляемый ток не велик — 0,33 А при 4,2 V), что гарантирует высокую линейность управления.

Во-вторых, высокий — 25 мм анод с большой эффективной площадью, да и само устройство сеток обеспечивают лампе довольно высокую крутизну, трудно достижимую в прямонакальных приборах. Это значит, что включив его триодом, можно реализовать каскад с хорошей нагрузочной способностью.

В-третьих, нить накала имеет среднюю точку. И не «виртуальную», как в мощных лампах прямого накала, а действительно выходящую на штырь в цоколе. Так что в этом случае есть выбор при подаче накального питания — либо постоянным 2,1V * 2, либо постоянным 4,2 V (плавающим) с отводом средней точки на землю или резистор смещения, либо переменным, с выводом средней точки трансформатора. Экспериментируя со схемами включения катода/накала, можно добиться не только минимального фона, но и в значительной степени нейтрализовать отрицательное влияние амплитудных колебаний напряжения накала на крайних ветвях нити. Оно будет максимум 2,1 V * 1,4. И наконец, по характеристикам триодного включения видно, что лампа имеет огромный раскрыв и довольно приличный ток анода. Это позволяет использовать ее выходным буфером для предварительного усилителя, входным каскадом либо драйвером в усилителе мощности. По приведенным характеристикам усиление в триоде — 10, внутреннее сопротивление Ri = 1,67–2 кОм.

Приносим слова благодарности Л. Ашкинази и С. Васянину за предоставленные материалы, оказавшие помощь в подготовке статьи. — Ред.

* DHT — Direct Heated Triode (англ.) — триод прямонакальный.

По материалам А.Р.А.

Обсудить на форуме

Схемы включения тетрода

В общем и целом, схемы включения тетрода не отличаются от схем включения триода. И даже цепь автоматического смещения управляющей сетки точно такая же. Единственным отличием являются цепи питания экранирующей сетки. Поэтому только их и рассмотрим. Кратко

Это два основных способа. Причем чаще применяется вариант показанный слева. Здесь потенциал экранирующей сетки определяется ее током, который создает падение напряжения на резисторе. Конденсатор между сеткой и землей необходим для соединения сетки с землей по переменному току.

При всей своей простоте такой способ не является точным и устойчивым к старению лампы в процессе эксплуатации и колебаниям режима работы лампы. Это часто является допустимым, хоть и влияет на токай важный параметр как напряжение запирания лампы.

Второй вариант, с делителем напряжения (на иллюстрации справа), более точный и обеспечивает стабильность потенциала экранирующей сетки. При условии, что ток через делитель заметно больше тока сетки.

Блок питания усилителя

Схема выпрямителей блока питания и стабилизатор напряжения фиксированного смещения ламп

Выпрямитель анодного напряжения

Анодный выпрямитель не имеет каких либо особенностей. Диодный мостик собран из четырех советских диодов типа КД206. Можно с успехом использовать 4 диода типа 1N4007. При этом размеры выпрямителя будут меньше.

Пульсации выпрямленного напряжения сглаживаются пассивным фильтром, состоящим из конденсаторов С2, С4 и дросселя L1. Дроссель можно взять от старого телевизора или лампового приемника. В крайнем случае его можно заменить на обычный резистор сопротивлением 22 — 24 Ом и мощностью не менее 5 Вт.

Входное напряжение (от силового трансформатора) может быть в пределах 220 — 260 вольт.

Цепи накала

Цепи накала всех ламп используют переменное напряжение 6.3В. Параллельно проводам цепей накала включен подстроечный резистор R1, движок которого соединен с «землей». Такая схема в ламповых усилителях позволяет минимизировать наводки от цепей накала с частотой 50 Гц. Настраиваем его так: включаем усилитель, устанавливаем регулятор громкости в минимальное положение и прослушивая выходной сигнал, поворачиваем движок этого продстроечника. Добиваемся минимума проникновения фона с частотой сети.

Выпрямитель и стабилизатор отрицательного напряжения для фиксированного смещения оконечных ламп.

Этот узел нужен ТОЛЬКО если вы решили сделать усилитель с фиксированным смещением на лампах 6П1П. В остальных вариантах схемы усилителя этот узел не нужен.

Для получения напряжения смещения используется обмотка силового трансформатора с выходным напряжением 24 В. наша задача получить на выходе стабилизированное отрицательное напряжение в районе -22 вольта.

в 2006 году я использовал диодный мостик типа КЦ405. Здесь можно использовать любой диодный мостик китайского производства, либо 4 диода 1N4007. Все электролитические конденсаторы стабилизатора рассчитаны на напряжение 35 вольт. Стабилизатор выполнен на транзисторе VT1 типа BD140. Можно использовать отечественные транзисторы КТ814, КТ817 и другие средней мощности и структуры PNP.

Цепочка стабилитронов в базовой цепи транзистора должна быть на суммарное напряжение 22 вольта. Для подбора стабилитронов можно использовать вот такой тестер>>.

Подстроечные резисторы R5, R6 служат для регулировки напряжения смещения и соответственно тока покоя выходных ламп.

Подключение советских трансформаторов типа ТАН

В своем первом усилителе по этой схеме я использовал два силовых унифицированных трансформатора, которые были у меня в наличии. Об этом я уже рассказывал в начале статьи. Здесь я привожу схему того, как я соединил два трансформатора для получения нужных напряжений и нагрузочной способности. Более подробно об этих трансформаторах можно почитать в статье>>.

Схема включения двух силовых трансформаторов в моей первой версии усилителя

SA1 — это выключатель питания. SA2 — выключатель анодного напряжения. дело в том, что для увеличения срока службы ламп анодное напряжение лучше подавать только тогда, когда катоды лампы полностью прогреются. Если включать анод сразу, при холодных нитях накала, это ведет к разрушению активирующего слоя на катодах ламп. Поэтому сначала включаем SA1, ждем пару минут пока прогреются катоды ламп и только после этого включаем SA2.

Вы можете сделать также, либо попробовать использовать только один трансформатор типа ТАН16, однако он будет довольно серьезно нагреваться, так как для него это будет предельная нагрузка.

Другой совет — использовать хороший трансформатор с Алиэкспресс и отказаться от фиксированного смещения в пользу автоматического.

Принципиальная схема

Как видно из рис. 1, связь с антенной на обоих диапазонах — индуктивная. Входной контур в диапазоне средних волн образуют катушка индуктивности L2 и конденсаторы С2, С6, а в длинноволновом диапазоне — катушка L1 и конденсаторы СЗ, С4 и Сб.

Лампа Л1 работает одновременно в трех каскадах. Гептодная часть используется для преобразования частоты, а триодная выполняет функции усилителя про межуточной частоты и предварительного усилителя низкой частоты.

Гетеродин смонтирован по схеме с емкостной обратной связью. Контур гетеродина средневолнового диапазона образован катушкой L5 и конденсаторами С7, С8, С10 и С12.

В контур гетеродина длинных волн входят катушка L6 и конденсаторы С7, С9, C11, С12 и С13. Резисторы утечки сетки R1 R2 образуют делитель с которого отрицательное напряжение подается на первую сетку гептодной части лампы. Напряжение сигнала подводит« к первой сетке (2) гептодной части лампы, а напряжение гетеродина — к третьей сетке (7).

Рис. 1. Принципиальная схема супергетеродина на лампах 6И1П, 6П14П.

В результате процесса преобразования колебания промежуточной частоты выделяются на контуре L7, С16 фильтра промежуточной частоты. Со вторичного его контура L8, C17 напряжение промежуточной частоты подводится к управляющей сетке (9) триодной части лампы Л1, усиливается и выделяется анодным контуром L9, С18.

В качестве детектора в приемнике используется германиевый диод Д1 типа Д2Е, на который через конденсатор С19 подается напряжение промежуточной частоты.

Нагрузкой детектора служат резисторы R5 и R7. Резистор R7 совместно с конденсатором С20 образуют фильтр, который уменьшает падение напряжения высокой частоты на резисторе R5.

Напряжение низкой частоты с резистора R5 через контур L8, С17 подается на управляющую сетку триодной части лампы Л1 (9). Усиленное напряжение низкой частоты с резистора R6 через конденсатор С22 подается на регулятор громкости R8, с движка которого оно подводится к управляющей сетке (2) оконечной лампы Л2.

В анодную цепь этой лампы включена первичная обмотка / выходного трансформатора Тр1. Ко вторичной его обмотке II подключен громкоговоритель Гр1 типа 1ГД-9, 1ГД-5 илн 1ГД-6.

Переключение антенных катушек L1, L3 и соответствующих им сеточных контуров L2, С2, С6 (СВ) и L4, СЗ, С4, С6 (ДВ) при переходе с диапазона на диапазон осуществляется секциями В1а, В1б переключателя В1.

В цепь гетеродина, в работе которого участвуют анод, третья сетка гептодной части лампы Л1 и катод, необходимый контур включается секцией В1в переключателя В1.

Если приемник используется в качестве составной части радиолы, то переключатель должен иметь три положения. При этом, как это видно из схемы, третье положение используется для включения звукоснимателя и замыкания входной цепи приемника благодаря чему исключаются помехи со стороны вещательных радиостанций при проигрывании грампластинок.

Продолжаем рассматривать схему усилителя. Разделительные конденсаторы.

Итак, входной сигнал усиливается первой лампой и с ее катода через разделительный конденсатор С5 подается на сетку выходной лампы. В усилителях, претендующих на гордое звание Hi-End (хотя до сих пор не определены критерии попадания усилителя в эту «секту») в качестве разделительных конденсаторов принято использовать только качественные пленочные конденсаторы, специально изготовленные для Hi-End аудио. Но такие кондеры очень дорогие и вообще-то целесообразность их применения в таких усилителях как наш («слепила из того что было») вызывает большие сомнения. Как компромисс можно использовать недорогие и качественные конденсаторы Wima.

Я использовал советские фторопластовые конденсаторы типа ФТ из своих запасов. Это реально лучшие из советских кондеров, которые можно использовать в цепях прохождения звука.

Советский конденсатор ФТ с фторопластовой изоляцией

Нужно иметь в виду, что все разделительные конденсаторы должны быть на напряжение не менее 250 вольт. а еще лучше 300-400.

Вообще я не советую вам особо заморачиваться с крутыми конденсаторами для этой конструкции. Вы можете использовать любые конденсаторы нужных номиналов и на подходящее напряжение, cледуя следующим двум правилам:1. Это ни в коем случае не должен быть электролитический конденсатор.2. Это ни в коем случае не должен быть керамический конденсатор.

Можно применять любые пленочные отечественные или зарубежные кондеры, или даже бумажные, которые были популярны в старой ламповой технике. Отлично работают конденсаторы типа «бумага в масле».

Детали

Все контурные катушки намотаны на полистироловых каркасах, размеры которых приведены на рис. 2. На каркасах, изображенных на рис. 2, а, наматываются катушки L2. L4, L5, L6, а на рис. 2, б — катушки L1 и L3. Затем антенные катушки L1, L3 надеваются на каркасы сеточных. Каркасы можно склеить из плотной бумаги.

Внешний вид такого каркаса приведен на рис. 2, я. В верхней части каркасов нужно сделать прорезь и намотать в нее несколько витков тонкой резинки, которая будет удерживать сердечник при настройке колебательных контуров.

Катушка L1 содержит 310 витков, L2 — 40X4 витков, L3— 1050, L4— 135X4 витков, L5—28X4 витков, L6 — 55×4 витков. Все катушки намотаны проводом ПЭЛ 0,1.

Настройку их производят ферритовыми сердечниками марки С00НИ диаметром 2,86 и длиной 12 мм. Сердечник вклеивают в специальную пробку. которая представляет собой винт, сделанный из полистирола или органического стекла. С одной его стороны просверлено отверстие под сердечник, а с другой — сделан шлиц под отвертку.

Трансформатор промежуточной частоты и контур L9, С18 могут быть применены любого типа на частоту 465 кгц.

Силовой трансформатор Тр2 можно намотать на сердечнике, набранном из пластин Ш19, толщина набора 30 мм. Сетевая сбмотка I + II содержит 910+1210 витков провода ПЭЛ 0,25, повышающая обмотка III — 2120 витков провода ПЭЛ 0,16, обмотка накала IV — 69 витков провода ПЭЛ 1,0.

Следует отметить, что подобный трансформатор может быть использован для питания более мощных радиоустройств, например, четырехлампового приемника.

Выходной трансформатор Тр1 имеет сердечник, набранный в стык с зазором 0,12 мм из пластин Ш12. Толщина набора 18 мм. Первичная обмотка / содержит 2675 витков провода ПЭЛ 0,1, а вторичная II — 102 витка провода ПЭЛ 0,49.

Лампы тоже бывают правыми и левыми

Почему нельзя повысить коэффициент усиления лампы? Дело в том, что для этого надо увеличить плотность управляющей сетки. То есть, уменьшить ее шаг. И уменьшить расстояние от сетки до катода. Я говорил об этом в третьей части цикла «».

Но при этом неизбежно уменьшается отрицательное сеточное напряжение, которое закрывает лампу. Таким образом, основная часть характеристик смещается в область положительного сеточного напряжения. То есть, такая лампа будет работать с током сетки.

Такие характеристики, и собственно лампы, называются правыми. Просто по той причине, что основная часть характеристик располагается правее начала координатной оси сеточного напряжения (ось Х) соответствующего 0.

Что бы лампа могла работать при отрицательных сеточных напряжениях даже при больших анодных токах, без запирания, плотность сетки должна быть не слишком высокой. А это приводит к снижению коэффициента усиления лампы. Такие характеристики, и собственно лампы, называются левыми.

Триод 6Н1П, который я большей частью использовал в качестве примера в предыдущих статьях, является левым. Так как большая честь его характеристик лежит в области отрицательных сеточных напряжений. Даже при том, что частично характеристики располагаются в области положительных сеточных напряжений.

Для наших целей, усиление сигналов с минимумом искажений, нужны именно левые лампы.

Заключение

На этом краткий рассказ про тетроды закончен. Эти лампы имеют свою изюминку, которая их не похожей на другие. И гораздо менее «сговорчивыми» для разработчика устройств.

В любительской практике тетроды встречались гораздо реже, чем триоды и пентоды. А обычные, не лучевые, тетроды любителями практически не использовались Лампы 6П1П были довольно популярны. Кто то вспомнит и другие, более редкие, например, 6П3С, 6П6С, 6П13С. В телевизорах использовались лампы 6П20С и 6П31С.

Пентоды получили гораздо большее распространение. Они имели меньше ограничений на сеточные напряжения и токи анода. И были более технологичны в производстве.

О пентодах и будет следующая статья.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Электронная память
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: