Двухтактный усилитель на лампах 6п13с

Входной каскад

Входной каскад — фазоинвертор выполнен на двойном триоде 6Н9С (6SL7GT, 6113, 6188, ECC35), по схеме несамобалансирующегося каскада, для дополнительной балансировки применен общий резистор смещения в катодах. Входной разъём должен быть как можно ближе к регулятору громкости, а тот, в свою очередь, — к входной лампе. Входное переменное сопротивление (регулятор громкости) может быть от 4,7 до 22 кОм гр. B, желательно найти как можно качественней (при финансовой возможности — по ставьте ALPS, Noble). Сопротивление утечки сетки можно ставить от 300 до 500 кОм. Подстроечным сопротивлением катода выставляется автосмещение 1,5…1,6 В сразу обо их плеч фазоинвертора. Напряжение на анодах входного каскада должно составлять примерно +180 В. Подстроечным резистором на сетке второго триода (ведомого плеча фазоинвертора) входного каска да регулируется баланс сигнала между ведущим и ведомым каскадами фазоинвертора. Настройка происходит следующим образом: ручка громкости выводится на максимум, на вход усилителя (т.е., получается прямо на сетку первого триода) подается синусоидальный сигнал частотой около 3 кГц (резонансная частота нашего уха), -10дБ (амплитуда 1В, действующее значение 0,707 В) с генератора НЧ. Подстроечным резистором выставляется такое же напряжение на сетке второго (правого по схеме) триода лампы 6Н9С. Амплитуда переменного напряжения на обоих анодах при этом должна быть 20…22 В (или 15В среднеквадратичное). Анодная нагрузка 51кОм выбрана для лучшей динамики входного каскада, слегка теряя при этом в усилении и искажениях, чем в данном случае можно пренебречь. Разделительный конденсатор для ведомого каскада фазоинвертора (по схеме 0,1 мкФ) должен быть как можно «качественнее по звуку», мною был выбран К40У-9, за неимением более хороших, или подходящих по габаритам (ФТ-2). Можно попробовать К71-7, К71-4. То же ка сается и разделительных конденсаторов между входным и оконечным каскадами усилителя (емкость — 0,47…1,0 мкФ). Точка заземления выбирается опытным путем, исходя из минимального уровня фона. Обычно это корпус возле сетки ведущей половинки лампы входного каскада.

Дополнительные рекомендации и советы

Соединительные провода — медь обмоточная не менее 1 мм, на вход можно техническое серебро (золото, алмазы, бриллианты, изумруды — ими можно инкрустировать усилитель, сделав вокруг него подсветку). Монтаж, конечно же, лучше сделать геометрически симметрично по каналам, землю — в одну точку (или две, как на схеме). Входной каскад подальше от выходных трансформаторов. Силовой и выходной трансформаторы разместить так, чтобы силовые поля были перпендикулярны. Да что говорить, об этом и так много написано! Для уменьшения фона 100 Гц рекомендуется увеличить сопротивление фильтра развязки между источником +280 В и анодной нагрузкой входного каскада — до 3 кОм (по схеме стоит 1 кОм). Еще можно сделать подпитку положительным постоянным напряжением нити накала (вместо заземления искусственной средней точки), см. статью «Уменьшение фона переменного тока». У меня сделана искусственная средняя точка, фон 100Гц составляет около 1.5 мВ. Резисторы в фазоинверторе, аноде и смещении входного каскада можно попробовать поставить более «звучные» — ВС (угольные), БЛП (бороуглерод), ПТМН (проволочные), кому какие «по ушам» и возможностям. Неполярные конденсаторы, шунтирующие электролиты, желательно ставить ближе к нагрузке (по типу — можно пленочные: К73-17, К73-11). Анодные зажимы для 6П13С можно изготовить из обыкновенных канцелярских блестящих скрепок, распрямив их и накрутив спиралью на стержень подходящего диаметра. Схему смещения можно изготовить на отдельной небольшой плате. Весь остальной монтаж — навесной. Незадействованные выводы панелек 6П13С можно использовать для монтажа. И еще одно «ноу-хау»: многие детали конструкции (как то: трансформатор и плата смещения, разделительные конденсаторы) можно, дабы не ломать голову, просто приклеить к шасси снизу на клее «Момент», что я и сделал.

Авторская ремарка

В отличие от людей, радиодетали искренни, честны, дисциплинированы и не способны на подлость принципиально. Они все абсолютно точно соблюдают законы Ома, Кирхгофа и ту физику работы, которая предписана им их устройством, типом, номиналом и назначением. И за все время существования радиотехники ни одна деталь ни разу не нарушила ни одного естественного, физического закона. И это несмотря на то, что радиодеталей в мире в миллионы раз больше, чем людей. Ведь в радиотехнике законы настоящие, — то есть те, которые невозможно нарушить. Поэтому, опять-таки, в отличие от людей, любая история про взаимоотношения радиодеталей в радиосхемах всегда заканчивается счастливо. Иначе и быть не может. Даже неисправные радиодетали, подвергающие схемы опасностям выхода из строя других радиодеталей, честно соблюдают закон Ома, и по характеру нарушений физики своей работы можно диагностировать их болезни. Если деталь работает не так, как ей предписано, она мгновенно заявляет об этом нарушениями в работе всей схемы и открыта к тому, чтобы ее либо вылечили, либо заменили. Радиодетали не скрывают своих ошибок и в отличие от людей, искренне желают жить честно. Именно поэтому была возвращена к честной работе героиня этой сказки, радиолампа 6Ж8.

Образ подлой стервы, жаждущей устроить свою жизнь, паразитируя на других, и ради достижения своей цели, не гнушающейся даже прямым физическим уничтожением, был привнесен в схему усилителя волей автора из опыта человеческих отношений. Ведь у людей внутри не только нет вакуума, этой первозданной чистоты, у них и законы не настоящие. Свои законы люди нарушают почти постоянно (что же это за закон, если его возможно нарушить???). И почти никогда не признаются в этом! Неудивительно, ведь человеческие законы написаны не для пользы дела, а для того, чтобы уничтожать себе подобных! И не существует в мире людей ни одного человека, который бы хоть раз не нарушил хоть какой-нибудь закон. Увы, но человеческий мир — это мир лжи, подлости, насилия, и искренность в нем не ценится. Именно поэтому, в отличие от радиодеталей, когда человек нарушает какой-либо закон, его не ремонтируют, а, наоборот, наказывают. То есть, чего-либо в нем ломают или уменьшают ресурс его жизни, или даже против его воли отправляют на уничтожение. У них в обществе даже есть специальные люди и очень влиятельные организации для того, чтобы ломать, насиловать и уничтожать себе подобных. И именно эти организации устанавливают нормы морали. И ведь люди сами, для самих себя сделали такое!!! Кошмар! Любовь чужда миру людей. Однако, при всей грязи и подлости человеческих отношений, среди людей все же встречаются настоящие Радиолюди, ну, например, такие, как мой инженер, с которыми приятно общаться, приятно работать и даже можно открыть ему свою электронную душу, и которые, как и мы, честны, искренни и любят радиотехнику, радиодетали, радиосхемы и… своих глазастых, хоть и молчаливых помощников…

     

Блок питания

БП выполнен на основе силового трансформатора ТС-180(-2) от цветных ламповых телевизоров. Для уменьшения фона, нанакальных обмотках, ближе к самим лампам, сделана «искусственная средняя точка», которая заземлена. Анодные обмотки соединены последовательно, и после выпрямления должно получиться 280…290 В. Желательно сделать вы прямитель на каждый канал отдельно. Электролиты, если есть возможность, проверьте на ток утечки (тангенс угла потерь) и выберите с минимальным. Конечно, если есть возможность, можно собрать БП и на кенотронах. Заодно будет не ну жен тумблер «анод», включать который нужно после 2-3-хминутного прогрева ламп. Дроссель по анодному напряжению можно включить, но это не является острой необходимостью, т.к. биения 100 Гц «самоуничтожаются» в выходном каскаде, попадая на вы ходной трансформатор в противофазе. Источник смещения сделан на отдельном небольшом трансформаторе размером с два спичечных коробка. Больших электролитов и, тем более, дросселей здесь ставить не нужно, т.к. ток потребления очень мал, и это будет только лишней тратой времени, деталей и места в вашем УМЗЧ. У меня даже выпрямитель сделан по однополупериодной схеме. Диод(ы) в выпрямителе смещения-Д223, их максимальная рабочая частота 20мГц, для уменьшения импульсной помехи в момент переключения диода(ов).

Выходной каскад

Выходной каскад сделан по двухтактной схеме, в классе А, с фиксированным смещением, на телевизионной строчной (и, как оказалось, довольно хорошо звучащей!) лампе 6П13С (лучевой тетрод) в триодном (!) включении. Возможные варианты: 6П31С с перепайкой
панели под её цоколь и подстройкой тока анода, 6П36C — то же самое, EL-34 (c небольшим изменением режима, но по звуку она хуже).
Близкие зарубежные аналоги 6П13С (6П31С): EL81, PL81, 6AV5G, 12AV5G, 17AV5G, 25AV5G, 6DQ6, 12DQ6, 17DQ6, 25DQ6. Резисторы 1 Ом в катодах — технологические и нужны только для измерения тока, протекающего через лампу, на звучание они не влияют. Ток для класса А должен составлять около 70…75 мА, что достигается регулировкой подстроечным резистором в схеме смещения (47кОм) напряжения на сетке (в пределах -22…-24 В) до падения напряжения на катодном резисторе в 70…75 мВ. Выходной трансформатор мотается послойно, вторичная обмотка состоит из трех запараллеленных обмоток. У меня стоят трансформаторы, изготовленные под двухтактный выход на EL-34 (KT88, 6CA7, 6П27С).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Электронная память
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: