Ценные радиодетали в магнитофоне Нота 203-1 стерео
Подкатушечники, стрелочные индикаторы, крупные металло-бумажные конденсаторы и некоторые другие детали можно продать как изделия.
Конденсаторы:Конденсаторы КМ5 зеленые общая группа – 2,9 г (наличие зависит от года выпуска, встречаются редко)Конденсаторы К10-7В (флажки) – 7,5 гКонденсаторы КТ (трубчатые) – 1,2 г
Транзисторы:Транзисторы КТ310 – 5 штТранзисторы КТ315 – 12 штТранзисторы КТ608 желтые – 2 штТранзисторы КТ814 и аналоги – 2 шт
Микросхемы:Микросхемы 155 серия черный пластик (К553УД1А, К157ДА1) – 7 штМикросхемы К157УД1 черный пластик – 2 штМикросхемы К504НТ 8 выводов желтые – 2 шт
Металлы:Посеребреная латунь – 12,5 гСталь – 5 кгМедь – 0,8 кгАлюминий – 0,4 кгПлаты – 0,9 кг
Вильма-102-стерео
Вильма-102-стерео Еще один венец творения от Вильнюсского приборостроительного .
Начали его выпускать в 1981 году. Что примечательно, «Вильма» была оснащена двухмоторным лентопротяжным механизмом с закрытым трактом и квазисенсорным управлением. Оснащалась дека шумоподавителем типа Dolby-B, автостопом, индикатором уровня сигнала и счетчиком расхода ленты. Вся электронная часть магнитофона была выполнена на интегральных микросхемах. Сигнал считывался комбинированной магнитной головкой записи и воспроизведения.
Была так же возможность калибровки тока записи под определенный тип ленты и регулировка тока подмагничивания. Весил данный аппарат неподъемных 13 кг!
Арго РМ-006С
0 Похожая на импортные геттобластеры модель производилась с 1988 года Ленинградским . Ее приемник работал в диапазонах ДВ, СВ, КВ и УКВ-ЧМ, в котором принимались стереопрограммы. Кассетный магнитофон мог записывать и воспроизводить фонограммы с встроенных микрофонов, радиоприемника и внешних источников сигнала. Из функций следует отметить пятиполосный эквалайзер, систему шумопонижения, автоматическое переключение типов магнитной ленты, электронные часы с таймером. Максимальная выходная мощность при работе от сети составляла 5 Ватт на канал. Габариты магнитолы были 519 х 327 х 170 мм, вес — 7,7 килограммов. Стоила эта красота 608 рублей.
Прослушивание
Слушать мы будем в связке с усилителем Pioneer A-30 и акустическими системами Амфитон 25 АС-227. Послушаем несколько своих записей, сделанных на Akai GX-32, и импортные студийки.
«Wish You Were Here» группы Pink Floyd на кассете четвертого типа звучит вполне хорошо. Воздушности и микродинамики, конечно, ощущается поменьше, чем нужно бы, но слушать вполне реально.
«Living Next Door to Alice» группы Smokie звучит довольно открыто, со звонкими струнными, эффект погружения и воздушность присутствует.
Композиции, записанные с тестовой пластинки компании Rega звучат довольно ярко, поскромнее, чем в оригинале, конечно, но вполне себе. Разделение струнных инструментов слышно хорошо, хоть и не идеально. Присутствует некоторая мутноватость в области высоких частот.
«Money For Nothing» группы Dire Straits — довольно яркие ударные, но как будто не хватает самого нижнего баса. Вокал не режет уши, бас-гитару слышно разборчиво, неплохая сцена, слышно расположение инструментов.
На «Welcome To The Jungle» группы Guns’n’Roses хорошо ощущается весь драйв этой композиции, разделение инструментов — не самое лучшее. Динамичные композиции с большим количеством ударных и бас-гитар отыгрываются довольно хорошо.
«Wild Side» группы Motley Crue звучит ярко, хорошо передается ритм и ударные. Звуки мотоциклов в начале заглавной композиции альбома звучат, почти как настоящие. Дека хорошо справляется с воспроизведением различных вариантов рока: от тяжелого до мелодичного, пускай и на композициях с обилием деталей они несколько упрощаются, импортные студийные кассеты звучат очень неплохо.
В общем, если не сравнивать напрямую с какой-нибудь средней японской двухголовочной декой, слушать вполне можно. Долгое прослушивание не вызывает утомления, дека играет по-своему, с небольшой малозаметной мутноватостью.
Обзор моделей
В силу усиления спроса производитель принял решение о том, что для максимального удовлетворения потребностей меломанов необходимо выпускать новые, усовершенствованные модели бобинного агрегата «Нота».
Уже в 1969 году Новосибирский электромеханический завод активно занялся производством новых моделей магнитофона. Так на свет появился кассетный и двухкассетный варианты.
Весь ассортимент делится на два типа – ламповый и транзисторный. Давайте более детально рассмотрим самые популярные модели каждого из видов.
Ламповые
Первыми начали выпускаться ламповые магнитофоны.
«Нота-М»
Он был создан инженерами 1969 году. Это модернизированный вариант первого агрегата. Корпус его был из высококачественной стали. Это приспособление использовалось как дополнение к бытовым приемникам, телевизору или усилителям с низкой частотой.
«Нота-03»
Год рождения – 1972. Легкое мобильное устройство, которое при желании можно перевозить, просто уложив в специальный чехол.
Параметры магнитофона:
- скорость движения магнитной ленты – 9,53 см/сек;
- частота диапазона – от 63 Гц до 12500 Гц;
- тип питания – электрическая сеть мощностью 50 Вт;
- габариты – 33,9х27,3х13,7 см;
- вес – 9 кг.
Транзисторные
Такие магнитофоны начали появляться чуть позже ламповых, с 1975 года. Их производили на том же Новосибирском заводе, вот только применяли в процессе более новые элементы, детали, технологии, и, конечно, опыт.
Ассортимент транзисторных магнитофонов представлен несколькими моделями.
«Нота – 304»
Это первый транзисторный магнитофон этой линейки. В ходе разработки деки за основу был взят ее предшественник, «Иней- 303». Прибор представлял собой четырехдорожечную монографическую приставку. Большим преимуществом данной транзисторной модели было то, что в качестве источника для воспроизведения звука мог использоваться любой звуковой носитель.
Технически параметры и функционал:
- возможность регулировать громкость и уровень записи;
- диапазон – 63-12500 Гц;
- движение ленты – 9,53 см/сек;
- энергопотребление – 35Вт;
- габариты – 14х32,5х35,5 см;
- вес – 8 кг.
«Нота-203-стерео»
Он был произведен в 1977 году. Для записи звука использовалась магнитная лента А4409 -46Б. Запись и воспроизведение можно было контролировать при помощи специального стрелочного индикатора.
Характеризовался такими техническими параметрами:
- скорость движения ленты – 9, 53 см/сек и 19,05 см/сек (данная модель двухскоростная);
- частотой диапазона – от 40 до 18000 Гц при скорости движения 19,05 см/сек, и 40 до 14000 Гц при скорости 9,53 см/сек;
- мощностью – 50 Вт;
- весом – 11 кг.
«Нота-225 – стерео»
Данный агрегат считается первым стереофоническим сетевым кассетным магнитофоном. С его помощью можно было воспроизводить высококачественную запись и фонограммы, записывать на кассеты звуки. Выпустили этот магнитофон в 1986 году.
Характеризовался наличием:
- системы шумопонижения;
- стрелочных индикаторов, при помощи которых можно контролировать уровень записи и режим работы агрегата;
- сендастовой магнитной головки;
- режима «Пауза»;
- автостопа;
- счетчика.
Что касается технических параметров данного устройства, то они следующие:
- частота диапазона – 40-14000 Гц;
- мощность – 20 Вт;
- размеры – 27,4х32,9х19,6 см;
- вес – 9,5 кг.
Две вышеупомянутых приставки-деки пользовались в свое время большой популярностью, так как аудиозапись, воспроизводимая с них, была очень высокого качества.
«Нота-МП-220С»
Аппарат был выпущен в 1987 году. Это первый советский двухкассетный стереофонический магнитофон.
Устройство характеризуется:
- скоростью ленты – 4,76 см/сек;
- диапазоном – 40-12500 Гц;
- уровнем мощности – 35 Вт;
- размерами – 43х30х13,5 см;
- весом – 9 кг.
Наверное, в современном мире, в котором мы живем, такими приборами уже никто не пользуется. Но даже несмотря на это, они считаются раритетами и могут по сей день быть частью большой коллекции у какого-то заядлого меломана.
Советские магнитофоны «Нота» изготавливались настолько качественно, что способны прекрасно работать и по сей день, радуя качеством записи и воспроизведения звука.
Обзор магнитофона «Нота-225-стерео» в видео ниже.
https://youtube.com/watch?v=YwOQr8HTQic
Источник
Катушечные магнитофоны
«Весна» и «Весна-2»
Файл:Wesna-2.jpg «Весна-2»
Катушечный носимый магнитофон «Весна» разработан на киевском заводе «Коммунист». Серийное производство началось в 1963 году, параллельно в Киеве и на Запорожском заводе передвижных электростанций. Магнитофон двухдорожечный, скорость ленты 9,53 см/с, используются стандартные катушки № 10 (диаметр около 100 мм), вмещающие 100 м ленты толщиной 55 мкм, что давало около 18 минут непрерывной записи на одной дорожке. Диапазон воспроизводимых частот — 100…6000 Гц, выходная мощность около 1 Вт. Питание — от 10 элементов (их хватало на 5-8 часов работы) или внешнего источника постоянного тока напряжением 12 вольт. Электронная часть содержит 11 германиевых транзисторов и 5 полупроводниковых диодов. Корпус магнитофона штампованный из листового металла. Размеры 340×250×130 мм, масса 5,5 кг. Магнитофон продавался в комплекте с внешним блоком питания от сети, микрофоном и дерматиновой сумкой для переноски.
С 1965 г. выпускали немного улучшенную модель «Весна-2». Внешне она отличается от первой только надписью. За счет новых громкоговорителей и небольших схемных изменений частотный диапазон расширили до 10000 Гц, двигатель лентопротяжного механизма заменили на более мощный. «Весну-2» выпускали по меньшей мере до 1967 года (есть выпуски с юбилейной отделкой к 50-летию Советской власти). Розничная цена «Весны-2» была 190 рублей. Для сравнения — настольный ламповый магнитофон 3 класса тогда стоил 100—120 рублей.
«Весну» первых моделей можно видеть в кинофильмах «Кавказская пленница» (в «школе танцев» Бывалого и Труса) и «Старый знакомый» (лектор Некадилов пользуется ею во время операции «Кустик»).
«Весна-3»
«Весна-3» появилась в 1967 году. Это катушечный двухдорожечный магнитофон, сохранивший некоторые основные черты первых моделей, но сконструированный заново. В «Весне-3» можно использовать 13-сантиметровые катушки (№ 13) и ленту толщиной 37 мкм. Корпус магнитофона пластмассовый, лентопротяжный механизм (ЛПМ) смонтирован на литом шасси из алюминиевого сплава. В ЛПМ введены функции «пауза» и «медленный возврат». Питание от 8 элементов 373 или от сети через внешний выпрямитель. Диапазон частот — 63…10 000 Гц, номинальная выходная мощность 0,5 Вт, размеры 358×234×121 мм, масса 5 кг. Цена — 230 или 236 рублей в зависимости от комплектации. «Весну-3» выпускали на Запорожском заводе передвижных электростанций до конца 1972 года, это был последний катушечный магнитофон под маркой «Весна».
Арго-004-стерео
0 Данная магнитола высшего класса и ее сестра-близнец с индексом 002 с 1984 года производились Ленинградским . Встроенная кассетная дека имела отключаемую систему АРУЗ, устройство шумопонижения, регуляторы уровня записи, счетчик ленты, а также автостоп. Приемник работал во всех диапазонах вещания, встроенные колонки имели двухполосную конфигурацию. Для подстройки звучания под свой вкус имелись темброблоки на НЧ и ВЧ, а также контур расширения стереобазы. Питание было от сети либо шести батарей А-373 или внешнего источника. Номинальная выходная мощность модели была 2 х 1,5 Ватта, то есть максимальная была в два раза выше. Весила магнитола 8,5 килограммов и стоила 595 рублей.
Вильма-102-стерео
0 Еще один серьезный аппарат производства Вильнюсского приборостроительного . Выпускать его начали в 1981 году, в нем был применён двухмоторный лентопротяжный механизм с закрытым трактом и квазисенсорным управлением. Электронная часть была выполнена на интегральных микросхемах, сигнал считывался комбинированной магнитной головкой записи и воспроизведения. Оснащение включало шумоподавитель типа Dolby-B, счётчик расхода ленты, автостоп и индикаторы уровня сигнала. Была возможна калибровка тока записи под применяемый тип ленты и регулировка тока подмагничивания, масса аппарата составляла 13 кг.
5.
Восстановительные работы
Магнитофон был куплен за 1 000 рублей (понятное дело, не советских) под восстановление. Взял, потому что родная японская головка была почти не изношена, внешне аппарат выглядел вполне нормально, подавал признаки жизни, что-то крутил (хотя и звук постоянно пропадал, и был слишком глухим), и на индикаторах бегали зеленые огоньки. Электронная часть была без вмешательств и следов не заводских паек.
Никаких серьезных неисправностей не было: после замены конденсаторов и устранения заводских непропаев электронная часть заработала, как надо. Правда, в процессе по невыясненным причинам вышел из строя один транзистор в питалке — его тоже поменял.
Отполировал зеленое пластмассовое стеклышко у индикатора пастой гои — на нем был какой-то мутный след, который никак не хотел оттираться.
По механической части заменил идлер — заводской был задубевшим, и из-за него была ощутимо слышна детонация. Пассик не менял — нет у меня нужного размера, пока и с этим вполне работает. Поменял бы еще прижимной ролик, но с таким же креплением пока не нашел, так что оставил как есть. Ну и азимут сбитый подстроил, чтобы совсем хорошо было.
Порадовало, что в плане ремонтных работ все сделано по уму: и к основной плате можно подобраться снизу, и все соединения на шлейфах. Разве что не приложили отдельные соединители для проверки плат усилителя воспроизведения, записи, ГСП и шумоподавления:).
Олимп
Пожалуй, самыми серьезными из перечисленной техники, были катушечные проигрыватели марки «Олимп». Самый веский аргумент – именно на такие машины частенько записывали свои хиты советские звезды, которым специальные студии были не по карману.
«Олимпы» выпускали на Кировском электромашиностроительном ПО им. Лепсе. Завод жив и по сей день. Мало того, удалось расширить сферу его производства до медицинской, автомобильной и железнодорожной и нефтеперерабатывающей продукции.
Да, от былой славы знаменитых советских магнитофонов остались лишь воспоминания. К сожалению, кануло в лету и величие многих заводов, которые их выпускали, и сегодня только некоторые из них смогли сохранить свое имя и какую-то часть производственного потенциала.
«Спутник» выходит на орбиту
Несмотря на то, что кассетные магнитофоны в начале своего развития не пользовались народной любовью из-за своей высокой цены, инженеры «Протона» верили, что в их продукте есть значительный потенциал, и что нужно модернизировать эту модель дальше. Совершенствованием «Десны» они занимались несколько лет — до 1982 года. В результате уже к 1971 году появился магнитофон «Спутник-401», который был создан на основе механики и электронной начинки «Десны». Вскоре наряду с «Протоном» заниматься выпуском этой модели стал арзамасский приборостроительный завод. Новая версия магнитофона получила название «Легенда-401». Усовершенствованные магнитофоны отличались от своих предшественников прежде всего качеством звучания. И в лучшую сторону. Конструкторы провели основательную работу над уменьшением детонации, отладкой шумосигнального соотношения, улучшением усилителей и модернизацией схем «Спутника-401». Был предусмотрен даже ряд качественных нововведений: устройство получило возможность воспроизводить кассеты на второй скорости (2,38 см/с), а также выполнять функции длинноволнового радиоприёмника. Для этого необходимо было использовать так называемые радиокассеты, которые можно назвать неким прототипом MP3-кассет.
О производителе
Новосибирский электромеханический завод существует и поныне и сейчас носит название Новосибирское производственное объединение (НПО) «Луч». Предприятие начало свою работу во время Великой Отечественной войны, в 1942 году. Здесь выпускали продукцию для фронта, которая использовалась в зарядах для знаменитой «Катюши», глубинных минах, авиационных бомбах. После победы завод перепрофилировался на товары народного потребления: игрушки для детей, пуговицы и т. д.
Параллельно с этим предприятие освоило выпуск радиолокационных взрывателей, а далее – комплектующих к тактическим ракетам. Однако над товарами гражданского назначения работать не переставало, занимаясь разработкой бытовых радиотехнических изделий. В 1956 году первой «ласточкой» стал электрограммофон «Тайга», а уже с 1964 года здесь стали выпускать легендарную «Ноту».
Очень быстро устройство стало популярным среди потребителей. Многие из тех, кто уже пользовался дома катушечным магнитофоном, с легкостью меняли его на этот более современный агрегат. Всего было разработано 15 моделей под таким брендом. За 30 лет с конвейера предприятия сошло 6 миллионов изделий «Нота».
Почему стали переходить на аудио кассеты?
Тем не менее, со временем, наслушавшись вдоволь цифровой музыки, некоторые любители музыки стали ностальгировать по прошлому и часть из них решила вновь перейти на кассетные магнитофоны, вспоминая приятное аналоговое звучание. Давайте назовем их кассетолюбами.
Кассетолюбы побежали доставать из кладовок и гаражей магнитофоны времен СССР и на них пытались слушать музыку. Но быстро сообразив, что качественных кассетных магнитофонов в то время в Союзе не существовало, быстро перешли на импортные, которые в 80-х были практически недоступны.
Мечту молодости стало проще осуществить, благодаря доступным ценам на старые кассетные магнитофоны. Поэтому любители кассетных дек стали выкупать за бесценок японскую и другую импортную технику. Правда, это продолжалось не долго. Так как общими усилиями кассетолюбы с коллекционерами взвинтили цены на магнитофоны до небес.
Рынок мгновенно отреагировал на спрос. Кассетные магнитофоны, которые до этого выбрасывали в мусорку, стали расти в цене вместе с аудио кассетами, которые недавно были ненужными.
Сейчас некоторые японские модели выставляют на продажу за 5-6 тысяч долларов. Тем не менее, те, у кого бюджет поскромнее, вполне могут отыскать кассетник от 50 до 500 долларов.
Электронная весна
Модели кассетных магнитофонов «Весна-305» и «Весна-306» пользовались популярностью, и в частности из-за этого до 1978 года выпускались без каких-либо конструктивных изменений. Всего таких магнитофонов выпустили около восьмисот пятидесяти тысяч. На основе первых кассетников серии «Весна» были созданы «Весна-202» и «Весна-205», уже имевшие ряд нововведений и модернизаций. Заводы, которые изначально занимались производством линейки «Весна», в дальнейшем продолжили их производство. В конце 1970-х появились стереомагнитофоны «Весна-201 стерео», а спустя год после неё — «Весна-211 стерео», имевшая более мощный усилитель и стереопару. Семидесятые годы стали для советских инженеров магнитофонов временем развития и прогресса. «Весна» сделала новый виток развития в 1985 году, когда были выпущены магнитофоны с принципиально новой компоновочной схемой — «Весна-310С». В дальнейшем выпуском идентичных по конструкции устройств под названием «Русь» занялся рязанский приборный магнитофонов заслуженное место занимает модель «Электроника-301», также известная как «Парус-301». Его разработкой и выпуском занимался московский «ТочМаш». Серийный выпуск этой линейки стартовал в 1972 году, и вскоре она завоевала такую же известность среди советских людей, как и кассетники «Весна». Некоторые элементы механики были скопированы с магнитофона Grundig C100L. Устройство было оснащено износостойким лентопротяжным механизмом советской разработки, дополнено электронным стабилизатором скорости. Через два года после появления «Электроники-301» выпустили версию «302», внешне очень похожую на предшественника. Она получила громкоговоритель 1ГД-40, благодаря чему удалось усовершенствовать верность воспроизведения. В разные моменты своей истории магнитофоны «Парус» выходили с использованием импортных комплектующих, в частности головок JVC японского производства и двигателей SONY. Начало развития магнитофоностроения в СССР стало временем, когда инженеры прибегали и к полным заимствованиям, и к разработке целиком оригинальных блестящих решений. Причём, несмотря на неопытность советских инженеров в этой сфере, отечественные разработки удовлетворяли нужды пользователя лучше, чем западные. Советским специалистам нередко удавалось реализовать модернизационный потенциал устройств, которые в других странах считались устаревшими.
Метки: СССР, электроника, механизм, Историческая правда, магнитофон, двигатель, кассета
- Назад
- Вперед
Выводы
На самом деле, кассетный магнитофон звучит не плохо. Но сам факт увлечения кассетами больше похож на ностальгию по прошлым временам. В итоге, наш купленный магнитофон NAD займет достойное место на нашей стойке и мы тоже будем иногда прослушивать кассеты, вспоминая далекое прошлое.
Но рассматривать кассетный магнитофон, как высококачественный источник аналогового звука, не стоит. Кроме того, следует помнить, что механизм магнитофонов за продолжительное время эксплуатации может быть очень изношен. Поэтому никто не может знать, как долго он проработает. Запчастей к старым магнитофонам не выпускают, поэтому ремонт будет затруднительным и затратным.
Nakamichi DRAGON один из лучших аппаратов, средняя цена $2000
Ясное дело, владельцы кассетных магнитофонов, особенно дорогих моделей Nakamichi будут спорить по поводу разницы в качестве звука, аргументируя, что для теста мы выбрали магнитофон не топовый, а среднего класса.
На самом деле, все характеристики упираются в кассету. Даже используя самые лучшие кассеты II(CrO2) или IV (Metal) на топовых моделях магнитофонов Nakamichi, максимум, на что можно рассчитывать, это:
- частотный диапазон 20 — 20 000 Гц;
- отношение сигнал-шум 60 дБ, без Dolby;
- разделение каналов 40 дБ;
- коэффициент детонации 0,08 %.
Безусловно, для кассетника это очень хорошие характеристики. Тем не менее, в 21 век это нельзя назвать качественным звучанием.
Если вы решили купить себе магнитофон, старайтесь выбирать таковой без автореверса, внешне в идеальном состоянии. А при осмотре, если вы не профи в кассетных деках, возьмите с собой специалиста, который сможет оценить состояние деки.