Реле рпс 47

Назначение

Промежуточное или вспомогательное реле – это устройство, которое используется для контроля работы различных станков, комплексов и т. д., и позволяет обеспечить контроль сразу нескольких электрических цепей. К примеру, при помощи одного контакта осуществляется запуск станка, а другим производится выключение иного электрического устройства.

Фото — модульный ELF

Назначение реле промежуточного типа:

  1. Для замыкания или размыкания отдельных и независимых друг от друга цепей;
  2. Для замедления защитной реакции при необходимых высоких нагрузках;
  3. С целью контроля основного устройства в условиях высокого напряжения.

Фото — схема

Конструкция устройства может варьироваться в зависимости от его назначения и производителя (Omron, VDC, CAD, РЭП15). Рассмотрим самый простой вариант. Стандартное двухпозиционное вспомогательное реле состоит из электромагнитной катушки, оснащенной сердечником. К ней подключается постоянный или переменный ток нагрузки в зависимости от рабочей сети. Когда в катушке появляется напряжение, происходит замыкание рабочих подвижных контактов с неподвижными. Они установлены на корпусе над колодкой. Катушка управляет ими – они могут изменять свое положение и от этого может изменяться принцип питания.

Фото — конструкция OMRON

Главное назначение промежуточного реле – расцеплять и размножать отдельные контакты цепей. К примеру, если к нему подключить стандартный трехфазный электродвигатель, то произойдет следующее замыкание контактов:

  1. Пуск. Включится сигнализация;
  2. Сработает пускатель;
  3. Замкнется последняя пара контактов и заведется двигатель.

В большинстве случаев, также промежуточное реле времени и контроля разрывает реверс двигателя, чем препятствует резкое выключение мотора

Важно понимать, что промежуточное электромагнитное реле может быть оснащенным несколькими группами контактов управления. Их количество зависит от назначения конкретного устройства

Чтобы было легче распознавать различные типы устройства, используется специальное буквенно-циферное обозначение, рассмотрим его на примере популярного ПЭ:

  • П – промежуточное;
  • Э – Электромагнитного типа;
  • 46 – номер серии;
  • 1 – импульсный;

Если после этого продолжается маркировка, то она означает: количество рабочих замыкающих контактов и климатическое исполнение отдельно взятого устройства. Очень часто производитель опускает в описании эти моменты, но они обязательно должны значиться в сертификате качества и паспорте.

Основные виды электромагнитных реле

Главным назначением этих устройств является коммутация при больших токах нагрузки. Иначе говоря, они выполняют функции переключателей, которые посредством слабых токов включают цепи с большими токами. Если такую цепь включать напрямую без реле, то проводка и кнопка просто не выдержит высоких токов и расплавится. Реле принимает на себя большую токовую нагрузку и производит коммутацию с помощью мощных контактов.

Электромагнитные выключатели разделяются на две основные группы:

  1. Нейтральные реле имеют наиболее простую конструкцию. В его состав входит контактная и магнитная система. Каждая контактная группа включает в себя два неподвижных и один общий подвижный контакт. Магнитная система состоит из подвижного якоря, сердечника, обмотки и ярма.
  2. Поляризованное реле состоит из таких же систем. Однако в магнитной системе присутствует два сердечника с обмотками, а также контактная тяга и постоянный магнит.

В отличие от нейтральных, электромагнитные поляризованные устройства способны срабатывать в зависимости от полярности управляющего сигнала. Для изготовления сердечника используется электротехническая листовая сталь, что позволяет значительно увеличить быстроту действия прибора.

Конструкция реле

Реле имеет дифференциальную поляризованную двухкатушечную
магнитную систему с плоским симметричным якорем. Магнит расположен
между катушками.
При нахождении якоря в среднем положении магнитный поток постоянного магнита
равномерно распределяется по обоим плечам магнитопровода, а создаваемые ими
силы притяжения якоря равны между собой и компенсируют друг друга.
При пропускании постоянного тока по обмотке возникает магнитный поток,
который в одном плече магнитопровода суммируется с потоком постоянного магнита,
в другом — вычитается. В результате якорь притягивается к полюсу, по которому
проходит суммарный поток. Для изменения направления движения якоря необходимо
изменить полярность тока в обмотке.
При отсутствии сигнала на входе якорь переключателя находится у одного из полюсов.
Фиксация его в этом положении осуществляется потоком постоянного магнита
вследствие резкого увеличения его в том плече магнитопровода, к полюсу которого
приблизился якорь. В этом и заключается суть магнитной блокировки или защелки.
Переключение якоря во второе устойчивое состояние можно осуществить,
подавая импульс необходимой полярности в обмотку второго плеча магнитопровода
или же в обмотку первого, к полюсу которого он притянут. В последнем случае
магнитный поток, создаваемый обмоткой, должен быть направлен навстречу
потоку постоянного магнита. Тогда возникают силы, отталкивающие якорь от полюса,
к которому он был притянут, и перебрасывающие его во второе устойчивое состояние,
аналогичное первому по принципу фиксации. Этот способ переключения энергетически
более экономичен и называется переключением методом «отбоя».

Контактная система состоит из двух переключающих контактов
и смонтирована на основании реле. Схема контактов:

При подключении плюса источника питания к началу обмотки (2),
а минуса — к концу обмотки (3), происходит замыкание контакта (4) с контактом (1)
и контакта (9) с контактом (5), и соответственно при подключении плюса источника
питания к началу обмотки (7), а минуса — к концу (8), происходит замыкание
контакта (4) с контактом (10) и контакта (9) с контактом (6).
Подача напряжения другой полярности и одновременная подача напряжения на
прямые и отбойные обмотки не допускаются.
Неподвижные контакты припаяны к внутренним концам
выводных штырьков из ковара, изолированных от основания стеклянными слезками.
Подвижные контакты запрессованы в плоские контактные пружины, припаянные
также к выводным штырькам. Для передачи усилия к подвижным пружинам
якорь снабжен двумя стеклянными шариками.

Реле защищено цельнотянутым латунным чехлом, который
после сборки и регулировки реле припаивается к основанию.
Основание (цоколь) имеет овальную форму и изготовлено из листового ковара:

Запаянное отверстие для откачки воздуха:

Крепится реле при установке в изделие с помощью двух уголков,
приваренных к корпусу:

1. Витенберг М.И. Расчет электромагнитных реле
для аппаратуры автоматики и связи. Изд.3, перераб. и доп., М.-Л : Энергия, 1966.
2. Справочник. Часть III. Выпуск 5. Реле и контакторы. — 1966.
3. Игловский И.Г. и Владимиров Г.В. Справочник по электромагнитным реле. Л., «Энергия», 1975.
4. Каталог «Изделия промышленности
средств связи». Номенклатурный
справочник на 1982 год. Электромагнитные
механизмы (реле). — Центральный
отраслевой орган научно-технической
информации «ЭКОС», Москва, 1982.
5. Слаботочные реле/Г.Я. Рыбин, Б.Ф. Ивакин, А.Д. Животченко, В.В. Соболев.
— М.: Радио и связь, 1982. (Элементы радиоэлектронной аппаратуры).
6. Игловский И.Г., Владимиров Г.В. Справочник по слаботочным электрическим реле.
— 2-е изд., перераб. и доп.- Л.: Энергоатомиздат. Ленингр. отд-ние, 1984.
7. Игловский И.Г., Владимиров Г.В. Справочник по слаботочным электрическим реле.
— 3-е изд., перераб. и доп.- Л.: Энергоатомиздат. Ленингр. отд-ние, 1990.

Действие поляризованных устройств

При отсутствии тока в обмотках, устройство находится в исходном положении. Однако в нем уже имеется магнитный поток, создаваемый постоянным магнитом. Происходит замыкание силовых линий на два контура прибора. Первый контур состоит из самого магнита, ярма, левого сердечника, якоря и снова магнита. Другой контур проходит через магнит и ярмо к правому сердечнику и якорю, а затем вновь возвращается в исходную точку.

Между якорем и левым сердечником полностью отсутствует воздушная прослойка. При этом якорь и правый сердечник разделен значительным зазором. Из-за большого сопротивления воздуха значение магнитного потока в правом контуре будет значительно ниже, чем в левом. Поэтому якорь будет притягиваться к левому сердечнику более сильным магнитным потоком.

Таким образом, работает поляризованное реле, принцип действия которого основан на магнитных свойствах. Это позволяет изменять направление тока, подаваемого на обмотку, при прямой и обратной полярности.

Параметры

У каждого отдельного промежуточного реле есть определенные технические характеристики. Рассмотрим их на примере отдельных моделей.

Тип Электромагнитное двухпозиционное
Нижний ток срабатывания при напряжении 24/110, А 0,02/0,01
Количество циклов включения-выключения 150 000
Степень защиты IР40
Климатические условия по ГОСТ 15150-69 От -40 до +50

РК-4Р с розеткой:

Тип Электромагнитное, трехпозиционное
Срабатывание, А до 16
Рабочее напряжение, В От 12 (AC) в зависимости от модели 230 до
Износостойкость 100 000
Защита IР40
Количество контактов 3 – замыкающий, размыкаемый, переключающий
Климатическое исполнение От -40 до +40

РПГ – это особенный вид промежуточных реле, которые называются герконовые, чаще всего их подключение производится в промышленных условиях. Стандартно герконовое реле используется в сложных автоматических цепях с напряжением от 16 до 42 Вольт, помогает контролировать выпрямленный трехфазный ток, могут контролировать микропроцессорное производство.

Маркировка этого типа расшифровывается иначе, чем у обычного устройства. РПГ-Х1-ХХ-Х-Х-ХХ:

  1. РПГ – на герконах;
  2. Х – вид установки проводов (винтовое крепление, спайка);
  3. 1 – вид геркона;
  4. ХХ – контакты, может быть от 1 до 10;
  5. Х- обмотки (данные приборы бывают однообмоточными или двухобмоточными);
  6. Х – количество однотипных промежуточных устройств в корпусе;
  7. ХХ – исполнение по климату.

МКУ являются одними из первых реле, которые использовались для коммутирования отдельных проводов на производственных автоматизированных работах. Оно относится к нейтральным двухпозиционным устройствам для контроля сигнальных цепей. Принцип работы отличается от классического за счет использования дополнительной магнитной полосы внутри корпуса.

Фото — ЭТК Урал

Плоский якорь и Ш-сердечник образуют сильную магнитную часть, визуально схема немного напоминает реле стартера ВАЗ. Сердечник изогнут особенным образом, позволяющим разделить его на две отдельные части, описанные ниже. В сердечнике устанавливается катушка с пластмассовым корпусом. Сердечник разделяется на несколько групп контактов. С правой стороны детали устанавливаются полюса, на них расположен медный виток, замкнутый накоротко. У этой серии усиленная магнитная система, она при помощи винтового крепления установлена на плате. В это же время, у левой части сердечника установлен якорь и его ограничитель. Он производится из легированного листового стального проката.

Использование поляризованного реле в автомобиле.

Материал от Максима с сайта: https://www.drive2.ru

Итак очередная полезная доработка минимальной сложности. При частых и не очень длинных поездках в течение дня приходится каждый раз выходя из машинки отключать габариты и магнитолу, а возвратившись – включать все обратно. Вот и задумался над задачей — как автоматизировать этот процесс, поручив его блоку автосигнализации, при этом предусмотрев блокировку отключения габаритов, когда это необходимо по соображениям безопасности на дороге.

Заранее прошу — комментарии, наподобие «А у меня магнитола замком зажигания отключается, и нафиг это все надо?» не писать, просто закройте эту страничку. Цель этой статьи, как и остальных в моем блоге – доступно описать подход и применяемую элементную базу в реализации задачи. Сразу оговорюсь, изложенное ниже применимо для охранных систем, имеющих дополнительные программируемые выходы (сервисные каналы). Например, у StarLine, Sheriff, Pantera и др. предусмотрено от 4 и более дополнительных каналов. В моем, достаточно бюджетном варианте Sheriff-ZX725 – 6 доп. каналов. Постепенно были задействованы 4 канала — упр. замком багажника; доводчик стекол, упр. магнитолой и габаритами, вежливый свет при снятии с охраны. . Если этих каналов нет – возможно подключение к дверным актуаторам ЦЗ, как вариант. Требования к доработке: — простота и повторяемость; — минимальный ток потребления (а еще лучше — его отсутствие!); — надежность; — низкая стоимость деталей. Если Вы, уважаемый читатель, полистаете форумы — найдете множество схем на обычных реле, подключенных к центрозамку, сигнализации (к каналам блокировки двигателя). Основной их недостаток – ток потребления реле во включенном состоянии, а это порядка 0,05-0,2А (в зависимости от типа). Получается следующее: реле под током либо при выключенной сигнализации, либо при включенной – в зависимости от конкретного схемного решения. А между тем, существует еще одна разновидность электромагнитного реле – поляризованное реле – достаточно интересное по своему функционалу и широко применяемое в средствах автоматики. Более подробно описано тут: electricalschool.info/spr…lektromagnitnye-rele.html

Итак: находим реле HFD2/012-M-L2-D, (HFD2/012-S-L2-D), RT314F12 или аналогичные, широко доступные в продаже. Стоимость (на сегодня) порядка 50 грн. / 100 руб. ($2,1). Ссылка на параметры: www.dart.ru/cataloguenew/…relays_hf/html/hfd2.shtml

Поляризованное реле

Кратко о теории. Поляризованное реле содержит две независимых обмотки и две группы (мех. связанных) переключающих контактов как у обычного реле. Принцип действия несколько отличается от обычного реле – для переключения контактных групп достаточно короткого, порядка 0,1с импульса., поданного на одну из обмоток. При подаче импульса на другую обмотку – контактные группы переключаются в противоположное состояние. Все предельно просто. Реле больше похоже на «ячейку памяти» — удерживает свое состояние без питания. Вот это очень привлекательно в данной задаче. Теперь о подключении.

Программируем алгоритм работы дополнительных каналов. В различных охранных системах они называются по разному, потому назовем их условно «канал А, канал В». Канал А должен быть запрограммирован на появление отрицательного импульса (замыкание на массу от 0,5 с и более) при постановке авто на охрану, канал В – отрицательный импульс при снятии с охраны. Эти же каналы в моем случае используются для управления доводчиком стекол PWM-200. Схему можно собрать «навесным монтажом» припаяв провода к выводам, загнув их и поместив в термоусадку или разместить все на макетной плате с клеммами под винт. Диоды — защитные, можно и не устанавливать. Одну группу контактов используем для управления магнитолой ( в разрыв красного провода). Вторая группа контактов разрывает цепь габаритных огней, (в разрыв бело-черного провода) от выключателя габаритов. Кнопка с фиксацией SB1 — предназначена для блокировки отключения габаритов, например при парковке на проезжей части и др. случаи, на усмотрение водителя и по соображениям дорожной безопасности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Электронная память
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: